Мы привыкли рисовать на него карикатуры. Но ведь он не лгал! Он действительно постился дважды в седмицу (даже чаще, чем того требовал Моисеев закон). Он честно отдавал десятину. Он был безупречным ревнителем устава.
В чем же его трагедия? В подмене. Он перепутал средство с целью, а лекарство со здоровьем.
Фарисей на иврите означает «отделившийся». И он действительно отделил себя от людей глухой стеной собственной «святости», превратив свои усилия в пьедестал, чтобы смотреть на остальных сверху вниз.
В древнем Патерике есть замечательная история.
Пришли к старцу три брата.
Первый похвалился: Авва, я выучил наизусть весь Ветхий и Новый Завет!
Старец ответил: Ты просто наполнил воздух словами.
Второй сказал: Я переписал все Писание своими руками!
Старец вздохнул: Ты лишь заполнил келью бумагой.
Третий заявил о своем суровом аскетизме: А у меня в очаге трава проросла, потому что я никогда не варю пищи и не разжигаю огня.
И ему старец ответил: Ты просто изгнал от себя страннолюбие.
Удивительно… Старец не похвалил никого. Почему? Ведь это были объективно великие подвиги. Да потому что пост, бдение, чтение не являются самоцелью. Это лишь инструментарий. Скальпель в руках хирурга. Скальпелем можно вырезать опухоль, а можно и убить пациента.
Фарисей использовал скальпель поста, чтобы убить свою душу гордостью. Он пришел в храм не как больной в лечебницу, а как кредитор с требованием выплаты: «Боже, вот мой счет. Я сделал то и это. Я достоин награды, не то что этот сброд вокруг».
Пост, молитва, аскеза — это вода и удобрение. Но если вы обильно поливаете и удобряете дерево, а оно годами дает только густую листву и ни одного яблока, садовник такое дерево срубает. Фарисей принес Богу охапку пышных листьев: «Смотри, какой я красивый!». Мытарь не принес ничего, кроме сокрушенного сердца. Но именно в этой почве смирения Бог может вырастить плод любви.
Как-то один монах спросил старца: «Что мне делать, меня мучает гордость?».
Старец ответил с иронией: Правильно, гордись! Ведь это ты сотворил небо и землю!
Брат ужаснулся: Нет, отче, я ничего не сотворил…
Тогда чем ты гордишься, несчастный? Грехами?
Если Сам Христос, Творец Вселенной, умалил Себя, стал человеком, позволил Себя распять, кто мы такие, чтобы задирать нос? Вся наша «праведность» — это дар Божий. Если у тебя что-то получается, слава Богу. Если ты не падаешь — это лишь Его рука держит тебя над пропастью. Нечем нам хвалиться, абсолютно нечем.
Совсем скоро мы войдем в период Великого поста. Это время возвращения в Отчий дом. Время сбросить с себя тяжелую, душную, театральную маску фарисея, маску праведности и непогрешимости. Пусть Господь даст нам мужество увидеть себя настоящими и радость измениться.