Loading...

Икона преподобного Иова Анзерского с частицей мощей

Храм Рождества Богородицы в Крылатском — единственный в Москве, где находятся мощи преподобного Иова Анзерского. Скитоначальник Голгофо-Распятского скита на Соловках иеромонах Евлогий передал нашему храму небольшую старинную литографию с образом преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского и частицу его святых мощей.

Образ Иова Анзерского написал Мясников Игорь Владимирович, художник и реставратор из Российской Академии живописи. Список точно скопировал изображение на старинной литографии, но размерами он гораздо больше оригинала.

Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, Соловецкий чудотворец, в миру носил имя Иоанн. Он родился в 1635 году в Москве. Кем были его родители — неизвестно, но предполагают, что они имели духовное звание. Иоанн многие годы служил приходским священником в Москве, он отличался сострадательностью к бедным и бедствующим людям, почти все свои доходы раздавал на милостыню нищим, часто устраивая угощения в своем доме. Он открыл свой дом для всех бедных и страждущих, кормил, лечил, а главное — утешал попавших в беду людей. Всех приходивших к нему отец Иоанн принимал с искренней любовью, встречая как самых дорогих гостей. В беседах он говорил о необходимости молитвы, об опасности пагубных увлечений, о воспитании людей в христианском духе. Все примеры отец Иоанн обосновывал Священным Писанием, житиями святых и историей Церкви. Отец Иоанн посещал тюрьмы, раздавал заключенным пасхальные и рождественские подарки, заступался за несправедливо обиженных, и его заступничество было успешным, потому что отец Иоанн пользовался огромным уважением у людей.

Не было человека, нуждавшегося в его помощи, которому он бы отказал. С первых же шагов своей пастырской деятельности он старался сам ежедневно совершать Божественную Литургию, если же не имел такой возможности, то становился на клирос как певчий. Большую часть времени отец Иоанн посвящал молитве. Дома он выполнял все монашеские правила, но принять постриг не торопился, решив довериться воле Божией. В трудах и подвигах христианских отец Иоанн дожил до преклонных лет.

Праведная жизнь священника Иоанна поразила царя Петра I, и царь попросил отца Иоанна стать его духовником. Чуждый суетной славе, отец Иоанн не возгордился своей близостью к царю и остался таким же простым и добрым человеком, каким был и прежде. Преобразования Петра I часто встречали глухое противодействие в русском обществе, которое иногда доходило и до открытой вражды. К числу таких людей принадлежал и переписчик книг Григорий Талицкий, объявивший Петра I антихристом. Он был арестован и казнен. На допросах Григорий показал против духовных лиц, которые ему якобы сочувствовали. Враги отца Иоанна донесли Петру I, что в числе противников реформ находится и царский духовник. По другим свидетельствам, завистники обвинили его в том, что, исповедав преступника, отец Иоанн не донес царю о его опасных намерениях. Царь поверил лживому доносу и сослал отца Иоанна в Соловецкий монастырь «для пострижения и неисходного пребывания». Архиепископ Холмогорский Афанасий принял узника ласково и дал ему несколько дней отдыха в архиерейском доме. В Соловецком монастыре архимандрит Фирс постриг отца Иоанна и нарек его Иовом. Ему назначили послушание в поварне, а затем и при монастырской трапезе. «Постом, ночным бдением, покорностью и смиренным послушанием он изумлял всю братию.

Так что вскоре окружавшие его стали подражать новому необычайному послушнику». После многих испытаний настоятель обители и братия, признав нового постриженника совершенным иноком, освободили его от монастырских послушаний. В 1702 году для большего безмолвия преподобный Иов переселился жить в Анзерский скит Святой Троицы. Келии стояли в этом скиту на версту одна от другой. Отшельники собирались вместе по субботним дням в храме, а в воскресенье после Литургии опять наступало уединенение. Преподобный Иов вел тот же образ жизни, что и в монастыре. «Считая себя среди скитской братии только лишь пришедшим послушником, он всем служил и особенно старался помогать немощным. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал». Вскоре по смерти Анзерского строителя Елеазара, по ходатайству Холмогорского архиепископа Варнавы, который знал благочестивую жизнь старца, преподобный Иов был назначен настоятелем. «На новом поприще служения отец Иов, воспомянув слова Господни: ему же дано будет много, много и взыщется от него (Лк. 12: 48), усугубил свои труды и подвиги. Узнав о подвижнической жизни своего бывшего духовника на Соловках, царь Петр I понял, что тот был оклеветан. Пытаясь загладить свою вину перед ним, царь предлагал ему вернуться ко двору. Но преподобный Иов уже был далек от всех земных попечений — он попросил царя, чтобы тот позволил ему остаться на Соловках навсегда.

Ранним утром 18 июня 1712 г. отец Иов со своим братом во Христе иеродиаконом Паисием оказался у подножия безымянной горы. На склоне горы им было явление Божией Матери, которая повелела: «Гору сию нареките второй Голгофой, потому что со временем ей придется много пострадать и стать неисчислимым кладбищем. На вершине горы постройте храм во имя Распятия Моего Сына. Я же вовек пребуду в месте сем». Пресвятая Богородица явилась преподобному Иову в сопровождении преподобного Елеазара Анзерского, повелевшего: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!» Преподобный Иов исполнил веление Царицы Небесной и преподобного Елеазара Анзерского. В 1713 г. от Холмогорского архиепископа Варнавы им было получено благословение на строительство скита. При этом новый скит получил название Распятского.

В 1714 г. преподобный Иов переселился на жительство на гору Голгофу и с помощью учеников, схимонаха Матфея и монаха Макария, основал Голгофо-Распятский скит. В 1715 г. была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Устав скита был составлен самим преподобным Иовом и отличался особой строгостью: в молитвенное правило входило ежедневное «чтение по пяти кафизм из Псалтири с 500 молитвами Иисусовыми и 300 поклонами», трапеза только из овощей, у братии все имущество было общим. Жизнь иноков протекала в подвигах духовных и трудах телесных. Сам престарелый строитель скита, в пример другим, рубил дрова, носил на гору воду, в пекарне замешивал тесто для хлебов, выхаживал заболевших братий. Но кто может исчислить все духовные подвиги Иова, угодника Божия? Однажды братия стала роптать на преподобного Иова из-за того, что им трудно носить на гору воду из озера. Всю ночь провел старец в слезной молитве ко Господу и Пресвятой Богородице, прося их о помощи. И вот, в полночь он увидел в своей келье яркий свет. В сиянии небесной славы ему явилась сама Царица Небесная с преподобным Елеазаром Анзерским, Соловецким и двумя ангелами. Преподобный Иов пал ниц перед Владычицей. Тогда Пречистая сказала ему: «Встань! Услышана твоя молитва. Завтра возьми учеников твоих и ископай на горе кладезь. Здесь будет вода на потребу тебе и братии». Пресвятая Богородица сама назвала место на горе, где можно рыть колодец и получить воду, столь необходимую для нужд монастыря.

На другой день преподобный Иов с братией стали копать землю в месте, указанном Матерью Божией,и выкопали колодец. Когда был открыт чудесный источник, преподобный вразумил братию: «Никогдане скорбите, не малодушествуйте, но всегда уповайте на Бога. Помните обещание Его: мать исчадие свое скорее забудет, нежели Аз вас» (см. Ис. 49: 15). Насельники скита поняли, что Господь и Матерь Божия не оставляют и впредь не оставят их Своим попечением. Гора Голгофа возвышена Господом в центре острова Анзер. Сейчас это место мира и молитвы, место всечасного пребывания Божией Матери. Место памяти и покаяния. Гору опоясывает дорога, которая позволяет верующим взойти к вершине. Радость и скорбь всегда присутствуют на склонах Голгофы, склонах, покрытых цветущим розовым иван-чаем… С именем преподобного Иова церковное предание связывает и предсказание Богородицы о том, что на Анзерском острове, как на второй Голгофе, будут казнены многие православные христиане: архиереи, священники и миряне. После закрытия Соловецкого монастыря и организации в 1923–1939 гг. на оcтровах Соловецкого Лагеря Особого Назначения (СЛОН) в зданиях Голгофо-Распятского скита располагалось одно из отделений лагеря (так называемый госпиталь). Общее число заключенных на горе Голгофе составляло около 300 человек. Здесь содержалась часть заключенного в СЛОН православного и католического духовенства, а также женщины-уголовницы. Известно, что здесь в заключении находились наши церковные иерархи-новомученики: архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). С октября 1928 г. на Анзерском острове находился в заключении вместе с еп. Григорием (Козловым) священномученик еп. Петр Зверев, (ссыльный епископат избрал владыку Петра главой Соловецкого православного духовенства), скончавшийся на острове от тифа в 1929 г. и похороненный у подножия скита. Преподобному Иову Анзерскому молятся об избавлении от несправедливых поношений и гонений, о защите от грабителей и воров, от избавления от духа уныния, всегда вспоминая его слова, сказанные ученикам: «Никогда не скорбите, не малодушествуйте, но всегда уповайте на Бога. Помните обещание Его: мать исчадие свое скорее забудет, нежели Аз вас».

Тропарь

Показа́вый о́браз доброде́телей, ве́сь стра́ха Бо́жия и Ду́ха Свя́та испо́лнен бы́сть, Преподо́бне о́тче И́ове, безмо́лвия и́стинный рачи́тель яви́лся еси́, страсте́м Госпо́дним покланя́яся, и́мже и оби́тель воздви́гл еси́ во ото́це А́нзерстем. Пустынножи́телей наста́вниче, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.