Loading...

Икона святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, с частицей мощей

У западной стены храма находится образ святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. На Небесах святитель Иоанн по-прежнему любит всех людей и помогает так же, как и в земной своей жизни помогал бедным, регулярно посещал городские госпитали, беседовал с больными, молился о них Богу. Часто после его молитв выздоравливали выздоравливают даже совсем безнадежные пациенты.

В начале 2000 годов в России появилось и росло почитание святых, прославленных Русской православной церковью заграницей. Среди них, пожалуй особое место занимал наиболее «современный» нам — Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец (1896 – 1966), прославленный Синодом Русской православной церкви заграницей в 1994 году.
В России знали его житие, оно уже издавалось вместе с акафистами, один из прихожан нашего храма даже носил на лацкане большой значок с изображением Владыки Иоанна. Почитать Владыку призывали и старцы, например схиархимандрит Власий еще в 2004 году раздавал иконки Владыки Иоанна.
Однако до объединения Церквей общецерковное почитание Владыки внутри Русской Православной Церкви было невозможно. К счастью, уже с 2003 шел переговорный процесс об объединении Церквей и на май 2007 года было запланировано подписание Акта.
В 2016 году по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия Бреева началась работа по написанию иконы Владыки Иоанна. Инициатором написания иконы стал алтарник храма Армен (Иоанн) Попов, находящийся в контакте с представителями Русской зарубежной церкви.
Написание иконы было доверено талантливому иконописцу Ирине Мироновой (Кокуриной), уже написавшей к тому времени храмовую икону Вифлеемских младенцев-мучеников.
Иконографический образ Владыки Иоанна не был сформирован. Для выбора образа, соответствующего художественному стилю храма в Крылатском, иконописцу были предложены несколько брошюр и книг, выпущенных ранее в РПЦЗ. Среди них книга «Светильник веры» протоиерея Валерия Лукьянова, в которой были собраны несколько различных икон и прижизненных фотографий Владыки. Из всех имеющихся ликов, как образец для написания иконы, Ириной был выбран образ, воспроизведенный в указанной книге, изображающий Владыку Иоанна в белом подряснике, держащем в левой руке модель кирпичного храма.
К удивлению и удовольствию как настоятеля храма, так и организатора это был образ Владыки, хранящийся в Русском православном соборе Иоанна Предтечи в Вашингтоне (США), основателем прихода которого в 1949 году был Владыка. С этим храмом имелась уже давняя связь. Настоятель собора протоиерей Виктор Потапов неоднократно посещал храм в Крылатском, отец Георгий Бреев также был в Соборе в Вашингтоне в 1996 году, во время своей поездки в США. Некоторые прихожане бывали в вашингтонском соборе, а многие знали отца Виктора по его православным радиопередачам еще в 70- 80-х годах прошлого века.
Итак, икона была написана весной 2017 года. А 17 мая в Москве, в Храме Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении Русской православной церкви заграницей с Русской Православной Церковью. С этого времени почитание Владыки Иоанна стало возможным и внутри Церкви. В составе большой делегации клириков РПЦЗ на подписании Акта в Москву прибыл и отец Виктор Потапов.
Важно вспомнить, что 27 апреля того года в Москве скончался прославленный, всемирно известный музыкант, народный артист СССР Мстислав Ростропович, долгие годы бывший прихожанином Собора в Вашингтоне и духовным чадом и другом отца Виктора, а последние месяцы своей земной жизни, он находился под духовным окормлением отца Георгия Бреева (исповедовавшего и причащавшего маэстро перед кончиной, участвовавшего в его отпевании в Храме Христа Спасителя и погребении на Новодевичьем кладбище).
В сороковой день по кончине Мстислава Ростроповича в Храме Рождества Богородицы в Крылатском после Божественной литургии, возглавляемой протоиереем Георгием Бреевым и впервые имеющим возможность сослужить ему протоиереем Виктором Потаповым, а также панихиды по великому музыканту, состоялось освящение вновь написанной иконы святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Таким образом икона стала символом объединения двух ветвей Русской православной церкви и духовным мостом между двумя храмами.
Частичка мощей святителя Иоанна была передана накануне освящения иконы протоиереем Сергеем Правдолюбовым — настоятелем храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве, которому, после подписания Акта об объединении, была передана большая частица мощей Владыки из Кафедрального Собора в Сан-Францисско, для дальнейшей их передачи в российские храмы.
Образ святителя Иоанна, написанный для храма в Крылатском оказался столь удачным, что в последующие годы было написано еще несколько подобных образов. Один из них хранится в домовой часовне семьи М.Л.Ростроповича и Г.П. Вишнеской, в Марфо-Мариинской обителе в Москве, а также в Церкве Святой Праведной Елисаветы в Висбадене.

Тропарь

глас 5:

Попече́ние твое́ о па́стве в стра́нствии ея́, / се проо́браз и моли́тв твои́х, за мир весь при́сно возноси́мых. / Та́ко ве́руем, позна́вше любо́вь твою́, / святи́телю и чудотво́рче Иоа́нне! / Весь от Бо́га освяще́н священноде́йствием пречи́стых Та́ин, / и́миже сам при́сно укрепля́ем, поспеша́л еси́ ко стра́ждущим, цели́телю отра́днейший. // Поспеши́ и ны́не в по́мощь нам всем се́рдцем чту́щим тя.

Ин тропарь, глас 1:

Святи́тельства дар преумно́жил еси́, сло́ва пропове́данием апо́столом поревнова́в, бде́нием же, посто́м и моли́твою с преподо́бными вмени́лся еси́, клевету́ и поноше́ния с кро́тостию прие́мля. Сего́ ра́ди Христо́с тя просла́ви чудесы́, и́хже оби́льно излива́еши на всех с ве́рою притека́ющих к тебе́: и ны́не спаса́й нас моли́твами твои́ми, Иоа́нне досточу́дне, святи́телю Христо́в.