У южной стены храма в дубовом киоте находится образ Святителя и Чудотворца Николая. В прошлом это была надвратная икона ткацко-отделочной фабрики С.Ф. Сакс в Кунцеве. После революции икону сняли и бросили в сарай. Один из жителей села Крылатского выпросил ее у нового фабричного начальства и увез на телеге домой. Через семь десятилетий его потомки передали образ в открывшийся храм.
Перед иконой Святителя Николая молятся во всех жизненных случаях, и святой своей заступнической молитвой помогает в исцелении от тяжких душевных и телесных заболеваний, в просвещении ума у детей, в желании родителей благополучного замужества дочерей, в избавлении от грусти и уныния, в прекращении любых междоусобиц — семейных, соседских, военных. Молятся о благополучии в пути, особенно в плавании, о защите вдов и сирот, о помощи в бедности и нужде, о защите в плену у врагов и о многом-многом другом. Почти семнадцать веков прошло со времени блаженной кончины Святителя Николая.
Незримая связь между Россией и Бари не прекращается до наших дней. Хочется упомянуть об одном эпизоде из истории, близкой к нам.
В 1997 г. во время паломнической поездки по Италии у настоятеля нашего храма о. Георгия Бреева (в то время он был настоятелем храма в Царицыне) появилось желание достойно украсить раку святителя Николая. Позже от владыки Иннокентия Корсунского о. Георгий получил в дар святыню – маленький кусочек древней плащаницы, в которой перевозили мощи чудотворца из Мир Ликийских в Бар. Святой будто услышал воздыхание батюшки Георгия. Община храма в Царицыне горячо поддержала настоятеля, начался сбор пожертвований на изготовление плащаницы. В течение двух лет мастерицы-златошвеи вышивали уникальную плащаницу размером 2 на 1,4 м. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил передать плащаницу в дар храму святителя Николая в Бари. Перед поездкой в Италию плащаницу привозили в наш храм (к этому времени о. Георгий уже был настоятелем двух храмов, нашего и Царицынского). В 2000 г. крестным ходом с торжественными песнопениями плащаница была перенесена из Барградского русского подворья в базилику святителя Николая. Плащаница была торжественно возложена на престол (под престолом, под спудом почивают мощи). Владыка Иннокентий и протоиерей Георгий отслужили литургию. Богослужение украсил хор Школы пения Галины Вишневской. В базилике батюшки-паломники из России имеют возможность служить литургию, но хора там нет. Удивительно, что именно в этот день дивный хор Галины Вишневской приехал в Бари. Так, благодаря о. Георгию, у мощей любимого русскими людьми святого, было оставлено приношение в знак преклонения православных людей перед духовным величием и силой святителя Николая Чудотворца.
Тысячи новых статей и книг о великом мирликийском епископе опубликовано только за последние сто лет. Изучение древних памятников позволило значительно дополнить жизнеописание святителя. И наоборот, некоторые подробности пришлось признать недостоверными или искаженными. Например, было доказано, что некоторые сведения в житии Николая Угодника в Четьей Минеи заимствованы из жития другого святого — Николая Пинарского. Архимандритом Антонином (Капустиным), замечательным исследователем, в XIX в. было сделано открытие: он доказал, что древние агиографы допустили смешение двух житий.
Первый — Николай Мирликийский — жил в IV в. при императоре Константине, а второй — Николай Пинарский — в VIв. и стал архиепископом при императоре Юстиниане I. Он долгое время был настоятелем Сионского монастыря. Сохранились древние тексты его жития, восходящие к VI в. Более поздние переписчики ошибочно решили, что упоминаемые в разных текстах святитель Николай Пинарский и святитель Николай Мирликийский — это один человек. Архимандрит Антонин писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ; но отрицать факта нельзя…» События из жизни Николая Пинарского стали добавлять в повествование о Николае Мирликийском.
Из-за этого в житии великого чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал Храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский. Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, — это имена родителей Николая Пинарского. Только в 1992 г. удалось разрешить почти тысячелетнюю загадку о мощах святителя.
Сохранилось множество хроник XI–XIII вв., рассказывающих о перенесении святых останков из Мир в Бари. И вместе с тем немало письменных документов начала XII, а также XIII в. повествуют о похищении его мощей в Ликии флотилией венецианцев. Только анатомо-антропологические исследования конца XX в. позволили установить истину в споре двух итальянских городов о том, где хранятся подлинные святые останки Святителя и Чудотворца Николая. Современный исследователь писатель-агиограф Андрей Бугаевский обнаружил, что по латинским хроникам, жители Бар два раза приезжали за мощами, а не один, как написано в славянских повествованиях о перенесении мощей Святителя Николая. Хлеб в Малую Азию и Антиохию тогда возили из Апулии и Калабрии. (Поскольку Египет уже завоевали арабы, то плодородные заливные долины Нила больше не снабжали хлебом Византийскую империю, как это было доVIIв.). И вот в1087г.купцы из Бар везли хлеб в Антиохию, то есть в Западную Сирию. Проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась. Город был заполнен сельджуками — они хоронили своего полководца. Высадиться было нельзя, и купцы из Бар поспешно отплыли…
В Антиохии они продали зерно, а на обратном пути опять заехали в Миры. На этот раз никого из сельджуков они не встретили.
Да и жителей Мир в городе было немного, большинство под угрозой набегов предпочло переселиться в горы. В храме Святителя Николая оставались четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из монахов показал, где находится святыня. Надо сказать, что те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту прибытия барян его мощи покоились под спудом, в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой, а не в нише с гробницей.
Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и, увы, встал прямо на благоухающие миром святые останки и повредил их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что ликийцы спустятся с горы в город и воспрепятствуют похищению мощей. Все же несколько десятков жителей Мир успели добежать до кораблей барян. Сил у византийцев было недостаточно, чтобы вступить в борьбу с вооруженным отрядом моряков, но плач стоял великий. В результате баряне хотя бы оставили икону Святителя Николая, которую тоже было прихватили, и пожертвовали весьма значительную сумму денег храму великого чудотворца.
То, как выглядело, согласно древним хроникам, перенесение мощей из Мир в Бари, очень трудно описать в агиографическом стиле как благочестивое событие с участием людей, благоговейно радеющих о святыне. На самом деле это было похищение. Хотя к тому, что мощи оказались в Бари, следует отнестись как к милости Божией. Если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.
А через десять лет армада первого крестового похода двигалась на Иерусалим. Крестоносцы грабили даже друг друга: на Родосе произошла стычка между пизанцами и венецианцами. Через несколько дней после этого венецианцы высадились в Мирах с целью забрать мощи чудотворца.
И все повторилось. В храме было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили все, что только могли. Начали пытать одного из монахов, и в конце концов тот показал, где покоятся остатки мощей святителя. Так как мощей Николая Чудотворца было мало (примерно одна пятая часть от того, что забрали баряне), венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские косточки. Затем венецианцы отправились в крестовый поход. И вскоре факт фальсификации был забыт. Впоследствии в течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Николая Чудотворца.
Во время крестового похода святые мощи широко дарились. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения. А жители Бари никому мощи не раздавали. Построили храм Святителя Николая и хранили их там под спудом. Только малую часть десницы оставили над гробницей, но уже в начале XI в. она была похищена. А сама гробница не открывалась вплоть до 1950-х гг. Вскрытие гробницы в Бари производилось только один раз, в 1953–1957 гг. Но так повезло, что Луиджи Мартино, итальянский антрополог, исследовавший мощи, прожил довольно длинную жизнь. В молодости он исследовал мощи Святителя Николая в Бари, а когда уже был очень пожилым человеком, исследовал его мощи в Венеции. И вот в 1992 г. он точно установил, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари. Только в венецианском ларце были прибавлены и еще чьи-то кости (в том числе женские и детские). Так были разрешены почти тысячелетние сомнения в подлинности части мощей Святителя Николая в Венеции. Уже сейчас антропология дала ответы на многие вопросы. Например, подтвердила то, что иконы верно передают облик Святителя Николая. Точно измерен его рост — 167 см. Кроме того, исследования мощей показали, что Николай Мирликийский был строгий постник. Он питался только растительной пищей, а болел болезнями, характерными для тех, кто довольно долго пробыл в заключении. Причем — в тесной и сырой тюрьме (из жития известно, что во времена диоклетианова гонения на христиан Святитель Николай был брошен в темницу). Почил великий святитель, как определил Луиджи Мартино, в возрасте между 70 и 80 годами. Благодаря этому можно вычислить примерное время его рождения, а восстановить время кончины святителя — по древнейшим греческим текстам.
Самые древние редакции рукописей о Святителе Николае хранятся в библиотеках Оксфорда и Вены. Они посвящены «Деянию о стратилатах» и были написаны в IV в., вскоре после его блаженной кончины. Древний текст «Деяния о стратилатах» уточняет, что после своего чудесного спасения от казни они месяц жили у Святителя Николая, стали его духовными чадами. И другая важнейшая подробность: на следующий год они снова — в четвертый раз — отправились к Святителю Николаю, но обнаружили, что он почил. За год до того их посылал сам император Константин, и тогда Святитель Николай был жив, а Константин умер в мае 337 г. Один из воевод по имени Непотиан в древней хронике ни разу не назван консулом, а значит, он был пока не в этом звании. То есть 336 г. еще не наступил к моменту их четвертого посещения Мир. Таким образом: Святитель Николай умер в 334-м или 335 г. И если вычесть 70–80 лет, то получается, что Святитель Николай родился около 260 г. и архиереем стал в 35–40 лет, что совершенно соответствует традиции древней церкви. Все стало на свои места.
Первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». С момента появления этого сказания полагалось, что Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит, взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Стоит только помолиться Святителю Николаю, попросить его о помощи в трудную минуту.
Тропарь
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.