Loading...

Икона святителе Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского с частицей мощей

Усеверной стены храма в киоте находится образ святителя Луки, архиепископа Крымского, с частицей его мощей. Перед его образом молятся об исцелении от болезней. Его мощи пребывают в г. Симферополе, в Свято­Троицком кафедральном соборе. После того как нашему приснопамятному настоятелю была передана частица мощей святителя Луки, возникла необходимость написать икону.

Икону написал в 2014 г. иконописец Георгий Турбин, который рассказывает: «Композицию иконы святителя предложил мне сам отец Георгий. Эта композиция отражает характер служения святого — служение святителя, хирурга и ученого. Поэтому святитель Лука изображен в архиерейском облачении и перед ним лежат Евангелие, инструменты хирурга и чернильни ца с пером, что отражает еще и его труды на поприще ученого. С этой иконы святитель Лука смотрит очень сосредоточенно и внимательно на каждого приходящего к нему человека. Это взгляд практикующего целителя­хирурга, ученого­хирурга, святителя­хирурга…» Архиепископ Крымский Лука (в миру Валентин

Феликсович Войно­Ясенецкий; 1877–1961) родился 27 апреля 1877 г. в Керчи. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене, он вдруг подал документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колеба ния кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей, — вспоминал святитель Лука. — Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, он лечил их, а его мать — кормила.

Однажды после операции у Валентина Феликсовича прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно­Ясенецкому, ведя друг друга за палки. Валентин Феликсович стал изучать новый метод обез­ боливания — в 1915 г. вышла в свет книга «Регионарная анестезия». В 1916 г. он защитил свою монографию как диссертацию и получил степень доктора медицины. В 1920 г. одно из выступлений профессора медицины Войно­Ясенецкого на богословском собрании услышал епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский). Выступление настолько поразило владыку, что он тут же обратился к Войно­Ясенецкому: «Доктор, вам надо быть священником!» У святителя Луки и мысли не было о священстве, но эти слова он принял как Божий призыв и, не размышляя, сказал: «Хорошо, владыка! Буду священником, если это угодно Богу!» Это произошло в то самое время, когда иные священнослужители, убоявшись репрессий, снимали с себя сан.

В 1921 г. профессор Войно­ Ясенецкий был рукоположен в сан диакона, а затем – в сан священника. И в больницу, и в университет отец Валентин приходил в рясе с крестом на груди; кроме того, он установил в операционной икону Божией Матери и молился перед началом операций.

В 1923 г. священник Валентин Войно­Ясенецкий принял монашеский постриг с именем Лука, а затем — сан епископа. Спустя неделю после этого его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и сослали в Ташкент. Это стало началом 11 лет тюрем и ссылок.

В июле 1923 г. он был освобожден по вызову ГПУ в Москву. Ему дали проститься с детьми, посадили в поезд… но поезд не мог тронуть ся, потому что народ лег на рельсы, желая удержать епископа в Ташкенте…


Прибыв в Москву, святитель зарегистрировался в ГПУ на Лубянке, но ему объявили, что он может прийти через неделю. За эту неделю епископ Лука дважды побывал у Патриарха Тихона и один раз совершил богослужение вместе с ним.

В 1934 г. епископ Лука издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая получила мировую известность, причем не дал согласия печатать свою книгу без указания сана. Вскоре последовали арест и ссылка, на этот раз под Красноярск. В 1944 г. архиепископа Луку переводят на Тамбовскую кафедру, тогда же выходит его фундаментальный труд «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Через два года новое назначение — в Крым, где наиболее полно раскрылись данные ему Божии дары, в том числе прозорливости и чудотворения. В 1946 г. профессору Войно­Ясенецкому была присуждена Сталинская премия.

В 1956 г. святитель Лука полностью ослеп. Никто не слышал от него жалоб или ропота. Святитель скончался в Симферополе 11 июня 1961 г., в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. В ночь с17на18марта1996г.состоялось обретение мощей архиепископа Луки. При открытии могилы было отмечено нетление его останков. Протодиакон Василий Марущак так описывает события этой ночи: «Около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно пели панихиды и стихи ры Кресту (была Крестопоклонная неделя). Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Но когда владыка Лазарь спустился в могилу и своими руками поднял мощи святителя, ветер мгновенно стих и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, святитель!..» После трех дней нетленные мощи святителя перенесли в кафедральный Свято­Троицкий собор. И здесь случилось чудо: когда мощи святого заносили в собор, он сквозь мантию явил всем свое лицо.

В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви святитель Лука, архиепископ Крымский, был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Тропарь

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати / и спасение, и велию милость.