Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех трагически в автокатастрофах погибших, прости им вся согрешения вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное!
Сегодня во Всемирный день памяти жертв дорожных катастроф мы совершили заупокойную литию. Для нашей общины эта боль не отвлеченная. У нее есть имя: протодиакон Симеон, наш сослужитель, собрат, друг. Несколько лет назад, в светлые пасхальные дни, его жизнь оборвалась в автокатастрофе. Он ехал с матушкой Екатериной в Санкт-Петербург служить Богу своим удивительным талантом, и в один миг его не стало.
Каждый раз, слышав о такой трагедии, сердце сжимается. Еще вчера человек строил планы, обнимал детей, смеялся. Сегодня его нет. И в душах близких камнем лежит вопрос: «Почему?»
Этот вопрос естественен. Смерть, особенно внезапная и насильственная, противоестественна. Наша душа, созданная по образу Божию, бунтует против распада и небытия. Бог не создавал смерти. Он сотворил человека для вечной жизни и радостного общения с Собой. Но человек сам, своей волей, оборвал эту связь. Отключенный от Источника Жизни, мир погрузился во мрак тления и смерти.
Каждая автокатастрофа является страшным символом падшего мира. Железо, созданное служить человеку, становится орудием гибели. Скорость, призванная беречь время, отнимает его навсегда. Все искажено и может обернуться своей противоположностью.
Что же делать с этой болью? Неужели смерть является окончательным приговором?
Нет! Именно здесь, в самой темной точке скорби, воссиял свет Воскресения. Христос добровольно сошел в бездну смерти и разрушил ее изнутри. «Смертию смерть поправ!» (поем мы в пасхальную ночь). Христос не отменил биологическую смерть, но лишил ее власти над нами, превратив из бессмысленного конца в рождение для вечности. Его Воскресение есть залог нашего всеобщего воскресения в последний день.
Эта вера указывает нам путь.
Во-первых, молиться. Наша связь с усопшими не прерывается. Любовь не умирает. Совершая заупокойную литию, мы предстояли перед Живым Богом, прося милости к душам ушедших, прощения их грехов, упокоения в месте светлом. Наша молитва есть рука помощи, протянутая им в невидимом мире.
Во-вторых, помнить о смерти. Внезапная гибель других служит напоминанием о хрупкости нашей жизни. Мы суетимся, копим обиды, откладываем покаяние «на потом». А «потом» может не быть.
Сегодняшний день есть призыв очнуться. На что я трачу время? Что главное? Готов ли я предстать перед Богом? Память о смерти не должна вгонять в страх. Она наполняет каждое мгновение смыслом, учит ценить каждый день, прощать немедля, любить искренне.
Да, мы скорбим и плачем. Это по-человечески. Но мы скорбим не как не имеющие надежды. Души усопших живы и в руках Божиих. Любящий Господь, проливший за них Кровь на Кресте, примет их в Свои объятия.
С этой верой, надеждой и любовью мы молились о новопреставленных, приснопамятном протодиаконе Симеоне, о всех, чья жизнь прервалась на дорогах.