Мы устали быть сложными. Мы боимся сказать простое, доброе слово, чтобы не показаться наивными. У нас на любой аргумент есть контраргумент, на любое чувство циничная шутка. Мы раздроблены. Одна часть нас хочет верить, а другая постоянно защищается, анализирует, сомневается. И от этой сложности мы болеем. Душа болит, потому что потеряла цельность.
Сегодня мы празднуем память человека, который победил эту сложность. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец.
Представьте епископа, который продолжает пасти овец. Он приходит на Собор, где решаются судьбы мира в шапочке пастуха. Над ним смеются философы, изощренные в риторике. А он просто берет в руки кирпич (плинфу). Сжимает его. Вверх взмывает огонь, вниз течет вода, а в ладони остается глина. «Се три стихии, а кирпич один. Так и Троица — Три Лица, а Божество Едино». Философы замолчали не потому, что увидели чудо. А потому что, как сказал один из них: «Когда из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны».
В чем его секрет? В простоте. Не в глупости, нет. Простота — это когда в человеке нет двойного дна. Это когда ум, сердце и воля соединены воедино. Это то состояние, которое мы потеряли после грехопадения, когда узнали «добро и зло» и отравились этим знанием.
Святитель Спиридон жил просто. Постучал странник в пост, он жарит ему мясо, потому что любовь выше правила. Пришли воры красть овец и невидимой силой оказались связанными, он их развязывает и дарит по овце, чтобы не зря бодрствовали. У него нет страха, что его обманут. У него нет страха показаться смешным. Он целен. И поэтому через него благодать Божия течет в этот мир беспрепятственно, как река.
Господь не ищет от нас ученых степеней. Он ищет сердца, в котором может отдохнуть. Прп. Иоанн Лествечник говорит: «В кротких сердцах почивает Господь, а мятежная душа — седалище диавола».
Давайте попробуем снять эту тяжелую броню своей сложности. Если нас кто-то задел, давайте не строить в голове план мести на десять ходов, а просто… простим. По-детски. Не нужно бояться быть простыми. Не нужно бояться, что нас используют или не поймут. Если ты с Богом, ты уже победил. В этой простоте единственное настоящее лекарство от нашей тревоги.