Сегодня в храмах читается один из самых поразительных и, возможно, даже пугающих отрывков Священного Писания. Он переносит нас на берег Гадаринского озера, где Христа встретил не народ, не ученики с вопросами, а существо, которое трудно было назвать человеком.
Евангелист Лука рисует нам страшную картину. Из гробниц, из места мертвых, выбегает человек, одержимый легионом бесов. Он наг, он лишен крова, он разрывает любые цепи, которыми его пытаются связать. Он не живет, а существует среди мертвых, и сам более мертв, чем жив. Его устами говорит не он, а нечистый дух, и крик его — это крик нечеловеческой боли и отчаяния.
Давайте всмотримся в этот образ. Это зеркало, в которое страшно взглянуть, но в котором каждый из нас может узнать что-то о себе. Святые отцы учат нас, что человек — это венец творения, созданный по образу и подобию Божию. Человек был поставлен царем над всем видимым миром. И самое главное, он был создан для общения. Для общения с Богом, своим Творцом, и для общения любви с другими людьми. Посмотрите на образ Святой Троицы — это совершенная Любовь и совершенное общение Трех Лиц. И мы, созданные по образу Троицы, призваны к тому же, к жизни в любви и общении.
А теперь посмотрим на Гадаринского одержимого. Он был полной противоположностью этому божественному замыслу.
Он лишен общения. Он живет вдали от людей, в гробницах. Дьявол есть дух «немой и глухой». Он не способен к диалогу, к общению любви. Он запирает человека в абсолютном, адском одиночестве. Внутри этого несчастного «легион», целое войско, но он никогда не был так одинок. Потому что ад — это и есть абсолютная неспособность к общению с Богом и с ближним.
Он лишен достоинства. Он наг, он подобен дикому зверю.
Он лишен свободы. Он думает, что разрывает цепи, но на самом деле он раб самого страшного рабства — рабства греха и дьявола. Он движим не своей волей, а волей тех, кто обитает внутри него.
И вот, давайте честно спросим себя: а разве наши страсти — гордыня, гнев, зависть, блуд, сребролюбие — не являются теми же цепями? Разве, поддаваясь им, мы не становимся рабами? Разве наша гордыня не изгоняет нас в «гробницы» одиночества и обид, отрезая от общения с близкими? Разве наш гнев не заставляет нас кричать не своими голосами, извергая слова, о которых мы потом жалеем? Мы можем быть одеты в дорогие одежды, жить в уютных домах, но если наша душа пленена легионом греховных помыслов, мы так же наги и бездомны перед Богом, как этот несчастный.
Но вот на берег сходит Христос. И все меняется.
Бесы первыми узнают Его! «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? молю Тебя, не мучь меня». Дьявол знает, кто перед ним. Но его знание — это не знание любви, это знание страха. Для него, духа тьмы и разрушения, присутствие Света, Любви и Жизни невыносимая мука. Христос обладает абсолютной властью над нечистыми духами. Ему не нужно бороться, Ему достаточно сказать слово. Одно Его слово и легион бесов повержен.
И вот происходит исцеление. Демоны просят войти в стадо свиней, и Господь попускает это. Почему? Чтобы, как говорят святые отцы, мы воочию увидели две вещи. Во-первых, злобу и разрушительную природу бесов. Они не могут созидать, они могут лишь губить, и они немедленно ввергают стадо в пропасть. Во-вторых, и это самое главное, чтобы мы поняли, насколько драгоценна в глазах Бога одна-единственная человеческая душа. Целое стадо свиней ничто по сравнению с исцелением одного человека!
И что мы видим после этого? Человек, который был подобен зверю, теперь сидит у ног Иисуса Христа, «одетый и в здравом уме». Какая перемена! Из хаоса — в гармонию. Из безумия — в здравый смысл. Из одиночества — в общение с Богом. Он сидит у ног своего Учителя, в мире и покое. Вот истинное состояние человека — быть в мире, быть в общении, быть со Христом.
Но самое поразительное и самое страшное в этой истории это реакция жителей города Гадары. Казалось бы, они должны радоваться! Их соотечественник, который был ужасом для всей округи, исцелен. Произошло великое чудо, явилась сила Божия. Что же делают они? Они приходят и, увидев все это, «просили Его удалиться из пределов их, потому что они объяты были великим страхом».
Великим страхом! Вот ключевые слова. Они испугались. Но чего? Не бесноватого — его они боялись и раньше. Они испугались Христа. Они испугались святости. Они испугались силы, которая так радикально меняет порядок вещей.
Их свиньи, их материальное благополучие, погибли. И они увидели, что присутствие этого Праведника, этого Чудотворца, несет с собой перемены. А человек боится перемен. Жители Гадары предпочли свое маленькое, привычное, греховное болотце, со своими свиньями и своими страстями, чистому и целительному присутствию Бога. Они испугались, что придется меняться, что придется пересматривать свою жизнь. И они попросили Бога уйти. «Уйди от нас, Господи! Не мешай нам жить так, как мы привыкли. Твое присутствие слишком многое в нас обличает».
Как часто мы поступаем так же! Когда Евангелие призывает нас простить обидчика, а нам так сладко лелеять свою обиду, не просим ли мы Христа уйти? Когда голос совести говорит нам перестать лгать, осуждать, жить в блуде, а нам так это удобно и приятно, не говорим ли мы: «Господи, не сейчас, не трогай моих свиней»? Мы боимся той радикальной перемены, которую несет с собой Христос. Мы боимся потерять свои греховные привычки, которые стали для нас такими родными. И этот страх заставляет нас просить Бога удалиться из нашей жизни.
Но история на этом не заканчивается. Исцеленный человек хочет пойти за Христом. Он нашел свое сокровище и не хочет Его отпускать. Но Господь говорит ему: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Он посылает его свидетельствовать о силе Божией. Бывший бесноватый становится первым апостолом в Гадаринской земле! Тот, кто был источником ужаса, становится источником благой вести.
Это и наше с вами призвание. Господь исцеляет нас в Таинствах Церкви. В Исповеди, где мы топим в слезах покаяния наших бесов, и в Причастии, где мы соединяемся с Самим Христом. Он восстанавливает в нас Свой образ. И Он не говорит нам: «Уйдите все в монастыри». Нет, Он говорит: «Возвратись в дом твой». Возвращайся в свою семью, на свою работу, к своим друзьям и соседям. И расскажи не столько словами, сколько всей своей измененной жизнью, своим миром, своей любовью, своим прощением, что сотворил тебе Бог. Стань живым свидетельством Его милости и Его силы.
Итак, сегодняшний Евангельский отрывок ставит перед нами выбор. Кем мы будем? Подобными ли жителям Гадары, которые из-за страха перед переменами и привязанности к своему греховному «имуществу» попросили Христа уйти? Или подобными исцеленному, который, даже будучи израненным и плененным, всем своим существом устремился ко Христу, позволил Ему совершить исцеление и стал Его свидетелем в мире?
Давайте же не будем бояться Христа! Давайте припадем к Его ногам со всеми нашими цепями, со всем нашим безумием, со всем нашим легионом греховных помыслов. И Он, Милосердный, не отгонит нас. Он изгонит тьму из наших сердец, оденет нас в одежды благодати, вернет нам здравый смысл и пошлет нас в мир, чтобы наша жизнь стала тихой, но убедительной проповедью о том, что сотворил нам Бог.